Исчезновение как способ совершенствования законодательства о персональных данных

24pravo.ru

3 ноября 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект, предусматривающий изменение правил обработки персональных данных детей (то есть несовершеннолетних). Помимо прочего, законопроект предполагает следующие нововведения:

1) Персональные данные детей относятся к специальным категориям персональных данных. По общему правилу обработка персональных данных детей не допускается. В исключение из общего правила персональные данные детей могут обрабатываться, в частности, при наличии согласия их законных представителей.
2) Ребенок не может дать согласие на обработку своих персональных данных. Единственное исключение - согласие ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста и занимающегося трудовой деятельностью, на обработку персональных данных, осуществляемую в связи с его трудовой деятельностью.
Принятие законопроекта повлечет следующее:
1) Число правовых оснований обработки персональных данных детей существенно сократится.
Перестанут быть доступными такие основания обработки персональных данных детей как необходимость обработки для исполнения договора, стороной или выгодоприобретателем по которому является ребенок, и необходимость обработки для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц.
2) Обработка персональных данных с использованием интернета будет существенно затруднена.
С принятием законопроекта компаниям, обрабатывающим персональные данные с использованием интернета, придется создавать механизмы проверки возраста пользователей и получения согласия родителей несовершеннолетних пользователей на обработку персональных данных таких пользователей. Скорее всего, это будут формальные решения, ни в коей мере не способствующие защите персональных данных детей.
3) Произойдет рассогласование возможностей несовершеннолетних совершать сделки и давать согласие на обработку своих персональных данных.
Например, четырнадцатилетний гражданин сможет заключить сделку по распоряжению своим доходом (пп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ), но не сможет дать своему контрагенту согласие на обработку своих персональных данных, необходимую для исполнения этой сделки.
О низком качестве законопроекта говорит хотя бы пояснительная записка к нему, из которой следует, что авторы законопроекта, по-видимому, не знакомы со ст. 21 ГК РФ и полагают, что совершеннолетие граждан России наступает с достижением ими возраста шестнадцати (16) лет.
Другие недостатки законопроекта также свидетельствуют о небрежности его авторов. Например, в «проектируемой» ч. 6 ст. 9 Закона о персональных данных они противопоставляют понятия «недееспособный» и «несовершеннолетний», не учитывая, что дети в возрасте до 6 лет являются полностью недееспособными (ст. 28 ГК РФ), и хотя бы поэтому указанные понятия пересекаются по своему объему. Согласно законопроекту на обработку своих персональных данных, относящихся к специальным категориям, субъект должен дать письменное согласие (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных), а на обработку персональных данных своего ребенка, также относящихся к специальным категориям, он может дать простое, неписьменное согласие (ч. 6 ст. 9 Закона о персональных данных в редакции законопроекта). Если же неточные формулировки законопроекта предполагают, что для обработки персональных данных детей требуется письменное согласие их родителей, негативное воздействие законопроекта на соответствующие отношения многократно возрастает.
Законопроект принес бы большую пользу, исчезнув.

Источник: zakon.ru

Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте

Комментарии пользователей (0)

Пока нет комментариев

Мы в социальных сетях

Наши партнеры

24pravo.ru 24pravo.ru

24pravo.ru




Поделитесь ссылкой с друзьями!