Удержание из заработка
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Недавно столкнулся с такой диллемой: была у меня на приеме клиентка пенсионного возраста, которая в силу многих жизненных обстоятельств в свое время набрала несколько кредитов в банках и займов в микрокредитных организациях. В общем дело дошло до исполнения обязательств посредством службы судебных приставов. Сейчас у нее 100% производятся списания средств с банковского счета, и дело даже не в том, что она предоставила приставам сведения (справку из ПФ РФ) о том, что на данный счет зачисляется пенсия, эта закономерная ситуация происходит с периодической постоянностью при наличии вновь возбужденного в отношении нее исполнительного производства. В годы моей службы в службе судебных приставов (2005 – 2011) банки и иные кредитные организации предоставляли сведения о назначении счета клиента будь то заработная плата, детские или иные пособия, алименты и иные поступления. Кроме того, существовало негласное правило и договоренность с пенсионным фондом по региону о том, что на взыскание из пенсионных отчислений мы отправляли исполнительные документы с размером удержаний не более 30%. Потом как-то все изменилось….. По крайней мере сейчас встречается сплошь и рядом – люди постоянно жалуются то поступившие суммы алименты списали, то пособия, то пенсии и т.п. Но это совсем другая история и тема наверное иной публикации…. Интересен, наверное, факт конфликта правовых норм нашего Российского законодательства: Согласно ст. 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, 50% заработной платы, причитающейся работнику. Таким федеральным законом в данном случае является Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», ч. 2 ст. 99 которого говорит о том, что с заработной платы должника можно удерживать не более 50 процентов, но при этом существуют ограничения, установленные Трудовым кодексом РФ: так у родителей несовершеннолетних детей, детей, обучающихся в ВУЗе на контрактной форме, у матери или отца-одиночки нельзя удерживать более 30% дохода. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении. Величина прожиточного минимума в каждом регионе нашей необъятной страны различна и устанавливается в зависимости от различных ситуаций и обстановок по каждому отдельно взятому региону, к примеру: - Постановлением Правительства Забайкальского края № 190 от 21.05.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 1 квартал 2018, равный на душу населения – 10 940,72 рублей, для трудоспособного населения – 11 396,40 рублей, для пенсионеров – 8 659,93 рублей, для детей – 11 452,42 рублей; - Постановлением Правительства Иркутской области № 546-пп от 27.07.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 2 квартал 2018, равный на душу населения – 10 452,00 рублей, для трудоспособного населения – 11 067,00 рублей, для пенсионеров – 8 405,00 рублей, для детей – 10 730,00 рублей; - Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 300 от 04.07.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 1 квартал 2018, равный на душу населения – 8 615,00 рублей, для трудоспособного населения – 9 141,00 рублей, для пенсионеров – 7 027,00 рублей, для детей – 8 695,00 рублей; - Постановлением Правительства Омской области № 165-п от 13.06.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 1 квартал 2018, равный на душу населения – 8 946,00 рублей, для трудоспособного населения – 9 452,00 рублей, для пенсионеров – 7 190,00 рублей, для детей – 9 273,00 рублей; - Постановлением Правительства Республики Бурятия № 410 от 26.07.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 2 квартал 2018, равный на душу населения – 10 497,00 рублей, для трудоспособного населения – 10 904,00 рублей, для пенсионеров – 8 297,00 рублей, для детей – 10 993,00 рублей; - Постановлением Правительства Москвы № 526-ПП от 05.06.2018 установлен уровень прожиточного минимума в месяц за 1 квартал 2018, равный на душу населения – 15 786,00 рублей, для трудоспособного населения – 17 990,00 рублей, для пенсионеров – 11 157,00 рублей, для детей – 13 787,00 рублей. В общем, примеров много. Но вся суть не совсем в этом. Есть такое письмо № 12/01-6008-ТИ от 07.03.2013 «О соблюдении принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для осуществления должника-гражданина и членов его семьи» заместителя директора ФССП России Т.П. Игнатьевой, которое было направлено по всем региональным Управлениям ФССП России. В данном письме указывается, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем должен исчисляться с учетом всех обстоятельств конкретного дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Кроме того, в связи с многочисленными обращениями граждан в Министерство юстиции российской Федерации по вопросу внесения изменений в Федеральный закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 10 от 12.07.2007 и определении от 13.10.2009 отметил, что «если должник живет на одну пенсию, при решении вопросов взыскания надо уважать его честь и достоинство, сохранить ему и его семье необходимый уровень существования и не оставить их за пределами социальной жизни… Закон об исполнительном производстве разрешает удерживать с должника-гражданина не более 50% его доходов (п. 2 ст. 99). Максимальный размер взыскания в рублях не ограничен, но в тоже время приставы обязаны оставлять минимум, необходимый для жизни самого должника и членов его семьи (п.4 ст. 4)». Именно на основании таких нормативно-правовых актов сейчас мои клиенты (в том числе пенсионеры и люди преклонного возраста) обращаются в отделы судебных приставов с заявлениями об уменьшении размера производимых удержаний. В своей практике мне не приходилось выходить в судебные органы с заявлениями об обжаловании действий приставов, связанных с уменьшением удержаний из доходов, как-то все порой решается на уровне переговоров с судебным приставом-исполнителем или начальником структурного подразделения службы судебных приставов. Однако, в изложенном мной прослеживается коллизия норм права как Гражданского процессуального кодекса, так и созданных в его соответствии локальных правовых актов службы судебных приставов. Так вот вопрос дорогие коллеги в том, что Вы думаете по этому поводу и у кого какие были в связи с этим судебные тяжбы…. Прошу высказать мнение и оставить свои комментарии по данному вопросу. P.S.: Прошу извинить и понять меня за мою может быть неграмотность и не логичность в написании, т.к. это моя первая публикация на данном сайте.
|
#86
|