Добровольно-принудительное страхование пассажиров при покупке билетов: размышления.
Добровольно-принудительное страхование пассажиров при покупке билетов: размышления.
На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.
Увы, такое хоть и редко, но бывает... На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».
На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!
Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.
Я: - Карточкой рассчитаться можно?
К.: - Терминал не работает. Только наличными.
Я: - Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!
К.: - А 5 рублей – это страховка.
Я: - Страховка добровольная. Она мне не нужна.
К.: - Без страховки мы билет не продаем!
Далее следует
диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из
разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я –
нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть
дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я
хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.
Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы ещё днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.
Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.
На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.
А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.
Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.
Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.
Что дает «добровольная страховка пассажира?»
В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.
Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). Соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма
оказывается значительно меньше.
Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.
Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!!!) пакет из примерно 10 различных документов.
Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.
С юридической точки зрения такой договор содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:
- в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;
- условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!
- не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.
«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.
Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их
можно понять.
На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).
«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет.
Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.
Почему на самом деле такая «добровольная страховка» - ненужный придаток?
Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров...». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!
Зачем страховаться дважды от одного и того же?
Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ "О «защите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.
На какую страховку я мог бы согласиться?
Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона».
Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.
Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:
- страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;
- страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей
стороны, и т.п.);
- страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.
Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.
Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?
Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.
Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».
Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.
При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».
Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?
Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов не просто в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов, а:
- на территории вокзалов (авто и железнодорожных) и аэропортов в целом, а также на прилегающей к ним территории;
- на территории и/или в зданиях, в которых находятся кассы и/или агентами по продаже билетов,
Если пассажир действительно желает застраховать свою жизнь и (или) имущество на время поездки – он может обратиться в офис страховой компании и заключить там полноценный договор страхования на обсуждаемых со страховщиком условиях.
Почему я выступаю за столь драконовские меры и запрет продажи страховок в местах продажи билетов?
- только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир;
- наконец, рассудите сами: Вы страхуете, например, мобильный телефон. Но разве Вы не сочтете нелепым требование к страховому агенту продать Вам мобильный телефон? Не идёте Вы в офис страховой компании и за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет. Сотрудник страховой компании в роли билетного кассира покажется Вам такой же нелепостью.
И, наконец, Вы не не идёте в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО? Но если следовать логике, то раз билетная касса выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость - и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».
Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.
А человек должен обращаться за соответствующей услугой по соответствующему адресу. Принцип же «одного окна» должен работать только в государственных и муниципальных многофункциональных центрах (МФЦ), сотрудники которых специально обучены выполнять несколько функций. Это, в принципе, не мешает организовать в МФЦ продажу билетов и страховых полисов в одном окне.
Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте
Комментарии пользователей (0)