Содержание публикации

Чем блогер отличается от журналиста, СМИ

24pravo.ru

С 1 августа 2014 года вступил в силу так называемый «Закон о блогерах». На самом деле, это вовсе не специальный закон — это изменения в Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (для простоты — Закон «Об информации»).

В силу некоторых особенностей донесения информации до широкого круга лиц многие до сих пор неверно трактуют само понятие «блогер» и ошибочно причисляют его к СМИ. Недавний пример — одно информационное агентство опубликовало спорную заметку со ссылкой на твиттер блогера в качестве источника информации и получило предупреждение от Роскомнадзора.

Как показывает практика, многие журналисты искренне считают, что, поскольку в качестве первоисточника была использована информация от блогера, то они освобождены от ответственности.

Посмотрим, удастся ли оспорить это предупреждение в суде, но во избежание подобных ситуаций давайте разберемся в этом спорном вопросе. Почему стали путать статус СМИ и статус блогера Блогеры и СМИ Посмотрите на заголовки, появившиеся в сети, когда были приняты изменения в Закон «Об информации», и все станет ясно: «Блогеров приравняли к СМИ», «На блогеров возложили обязанности СМИ» и т.д. Дальше заголовков многие не читают.

Но мы же понимаем, что заголовок к тексту новости и содержание закона — разные вещи почти всегда. Почему блогер – это не СМИ На самом деле Закон «Об информации» лишь наделил блогеров некоторыми правами и обязанностями, которые свойственны СМИ (что логично, т.к. посредством тех и других распространяется массовая информация). Например, блогер, как и СМИ, обязан проверять достоверность распространяемой им информации. Или вправе размещать, так же, как и СМИ, рекламу (кстати, рекламу можно размещать и на ресурсе-не-блоге и на сайте-не-сми).

Кстати, здесь есть недосказанность в законе. Помните, Закон о рекламе ограничивает объем рекламы в неспециализированных (не рекламных) СМИ 40%-ми? А на сетевые издания это ограничение не распространяется. Закон говорит, что блогер имеет право размещать рекламу как СМИ, при этом не указано, на какое СМИ ему ориентироваться: сетевое, рекламное или печатное? Раз таких указаний нет, то по факту блогер не знает, сколько рекламы ему можно размещать, а РКН не знает, может ли он привлечь блогера к ответственности за такое нарушение или нет.

Чем блогер похож на СМИ Средством массовой информации является издание, зарегистрированное в порядке, установленном Законом «О СМИ». Например, сайт может быть зарегистрирован в качестве сетевого издания. Факт регистрации в качестве СМИ (то есть факт получения статуса СМИ) подтверждается в данном случае решением Роскомнадзора и свидетельством о регистрации в качестве СМИ. В отношении блогера есть схожий порядок наделения статусом — это включение блогера в реестр Роскомнадзора при определенных условиях. Но вы же понимаете, что реестры СМИ и блогеров — это разные вещи, и в регулировании деятельности тех и других используются разные правовые механизмы? Набор одинаковых обязанностей и прав, которые смешали в головах понятия блогера и СМИ перечислен в ст. 10.2 Закона «Об информации» — блогер обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации.

В данном пункте речь идет как раз о Законе «О СМИ» и издаваемых в связи с ним нормативно-правовых актов. Блогер может стать СМИ в том случае, если он зарегистрирует в качестве сетевого издания свой сайт. Правда, в этом случае юридически он перестанет быть блогером, а станет СМИ. Схожесть проявляется также в надзоре над СМИ и над блогерами, который осуществляет Роскомнадзор, хоть и по разным реестрам. Чем блогер отличается от СМИ В статусах СМИ и блогера в некоторых случаях есть принципиальная разница. Например, ссылка на источник-блогер не освобождает СМИ от ответственности за распространение недостоверной информации. Почему? Все просто — блогер не является СМИ в терминологии Закона «О СМИ». Закон «О СМИ» освобождает от ответственности средство массовой информации за распространение недостоверной информации, полученной от информационных агентств, или если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (статья 57 Закона «О СМИ» и Постановление Пленума Верховного суда № 16 «О практике применения Закона «О средствах массовой информации от 25 июня 2010 года). А как мы знаем, закон нужно толковать буквально. Разница блогера и СМИ присутствует и в самих понятиях: Блогер — владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (ст. 10.2 Закона «Об информации»). СМИ — периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием (статья 2 Закона «О СМИ»)).

Блогером может быть только физическое лицо. Это следует из требования Закона к блогеру разместить личные данные (фамилию и инициалы на его сайте или странице). Кстати, также он обязан опубликовать свой е-мейл для отправки юридически значимых сообщений. Поскольку у юридического лица ни фамилии, ни инициалов нет, то сайт-трехтысячник, владельцем которого является организация, не попадает под действие закона о блогерах. Средством же массовой информации может стать как юр. лицо, так и физ. лицо. Ограничений по субъектам в данном случае Закон «О СМИ» не устанавливает. Вот еще один факт, который многие упустили из виду. Независимо от того, включил вас РКН в реестр блогеров или нет, если вы по всем признакам соответствуете статусу блогера, то на вас автоматически распространяются требования Закона. В общем, здесь приведено достаточное количество аргументов, свидетельствующих о разном статусе блогеров и СМИ.

Источник: http://mediapravo.com/media/chem-bloger-otlichaetsya-ot-smi.html

Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте

Комментарии пользователей (0)

Пока нет комментариев

Мы в социальных сетях

Наши партнеры

24pravo.ru 24pravo.ru

24pravo.ru




Поделитесь ссылкой с друзьями!