Общественники рассказали о массовых нарушениях законодательства в столичных ресторанах

Общественники рассказали о массовых нарушениях законодательства в столичных ресторанах

24pravo.ru

Эксперты считают, что руководители некоторых предприятий общепита в Москве в целях получения дополнительной выручки и даже сверхприбыли нарушают многие нормы российского законодательства. В ходе прошедшего вчера в ОП РФ круглого стола об этом рассказал руководитель рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики Общественного совета при ГУ МВД по городу Москве Александр Хаминский.

Он сообщил, что в некоторых ресторанах, в частности, производится незаконная реализация алкогольной продукции – без отражения в системе ЕГАИС, в том числе контрафакта и фальсификата. Спиртное продают несовершеннолетним, кроме того, алкоголь крепостью свыше 16,5% нередко реализуется в нестационарных торговых объектах вне зависимости от типа лицензии. Также, по его словам, на территорию предприятий общественного питания допускают лиц, занимающихся продажей наркотических и психоактивных веществ.
Нарушения выявлены и в ходе оборота наличных средств, например, в их числе присвоение выручки, неприменение ККТ и невыдача кассовых чеков, расчеты с поставщиками продуктов питания и алкогольной продукции наличными средствами без отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете. Вознаграждение нередко выплачивается работникам, не оформленным в установленном порядке. Также без надлежащего оформления, по данным общественного совета, вознаграждения получают популярные исполнители, концерты которых проходят в некоторых заведениях общепита. Такую концертную деятельность Александр Хаминский также назвал незаконной, ссылаясь на то, что ее организаторы не используют билеты установленного образца, а вместо этого выдают посетителям ленточки и контрамарки, а также ставят штампы.
К числу нарушений Александр Хаминский отнес возведение незаконных строений, сооружений и помещений, которые увеличивают фактическую площадь предприятия. В них, по его данным, тоже оказывают услуги общественного питания и продают алкоголь. Речь идет, например, о надстройке дополнительного этажа или возведении всесезонного павильона.
О санитарных проблемах в данной сфере рассказала также начальник отдела гигиены питания ФБГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" Ольга Захарова. Она отметила, что услуги общепита оказывают в мегаполисе с историческим центром, следовательно, размещение проходит в условиях плотной застройки, а также непосредственно в жилых зданиях. Отсюда риски – отсутствие необходимых производственных и бытовых помещений, сложности с обеспечением объекта эффективно работающей системой вентиляции, эксплуатация которой не должна ухудшать условия проживания и отдыха людей в жилых зданиях, а также дефицит персонала, прошедшего профессиональную подготовку. В таких условиях, по словам эксперта, формируются риски производства некачественной и потенциально опасной продукции.
Также отдельные представители ресторанного бизнеса нарушают требования пожарной безопасности, Александр Хаминский указал на самые распространенные виды нарушений: отсутствие автоматической системы пожаротушения, невыполнение требований к эвакуационным путям и выходам, а также отсутствие первичных средств пожаротушения и планов эвакуации. Некоторые рестораны, как рассказал эксперт, находятся в подвале или, наоборот, очень высоко – в зданиях делового центра "Москва-Сити". "В случае задымления или возгорания фактически исключена возможность посетителям и персоналу покинуть помещение", – отметил Александр Хаминский.
Что интересно, большинство нарушений происходит в ресторанах высокого уровня, которые располагаются в центре столицы. "Хочу сказать о кластере, где мы можем наблюдать весь ассортимент преступлений и административных правонарушений, свойственных потребительскому рынку. Это Трехгорная мануфактура. Складывается впечатление, что на этой территории законы Российской Федерации не действуют вообще", – заявил Александр Хаминский. По его словам, в 2017 году общественные организации и московский главк МВД совместно выявили различные нарушения в работе 117 предприятий общественного питания.
Основываясь на позициях экспертов, можно выделить три направления, по которым эти проблемы необходимо решать. Во-первых, это могут делать сами потребители, требуя кассовый чек, указывая на нарушения, обращаясь в компетентные органы. Во-вторых, эффективным может оказаться самоконтроль организаций общепита, особенно в сфере производственных процессов. По словам Ольги Захаровой, необходимо, в частности, грамотно разрабатывать проекты строительства и перепланировки, осуществлять контроль сырья и проводить мониторинг отдельных аспектов производства. Правда, как нетрудно догадаться, такую работу станут проводить лишь добросовестные владельцы предприятий общепита.
В-третьих, что, пожалуй, самое главное, решением этих проблем должно заниматься государство, особенно когда речь идет о серьезных правонарушениях. Однако именно в этой части начинаются проблемы. Значительное число нарушений закона, по словам экспертов, происходит при попустительстве должностных лиц.
Помимо коррупционного фактора, который очевиден общественникам, здесь играет немаловажную роль и действующее законодательство, которое в последнее время стараются смягчить в интересах малого и среднего бизнеса. В ряде случаев, как рассказал Александр Хаминский, уполномоченные госорганы отказываются проводить проверки, ссылаясь либо на надзорные каникулы, либо на отсутствие согласования прокуратуры. Напомним, что внеплановая выездная проверка государственными или муниципальными органами возможна только после согласования с органом прокуратуры (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Причем выявленные нарушения должны представлять угрозу жизни людей, а понятие такой угрозы не определено, к примеру, в законодательстве о пожарной безопасности. На это указал главный специалист отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве Денис Панасевич. По его словам, часто оказывается трудно определить, какие именно правонарушения могут создать угрозу жизни людей, следовательно, на запросы о проведении проверки прокуратура отвечает отказом. "Сделать мы с этим, к сожалению, ничего не можем, и если нам прокуратура отказала, то оснований для проведения проверки у нас не имеется", – отметил он.
Кроме того, даже если госорганы по итогам проведения проверки и выдают предписания, некоторые руководители предприятий не спешат их исполнять. А административное приостановление деятельности, как обратил внимание Денис Панасевич, возможно только за повторное невыполнение предписания, то есть по итогам трех внеплановых проверок, причем через суд. На устранение нарушений требуется длительное время, особенно если они касаются противопожарной безопасности, и в ресторане должно быть установлено специальное оборудование. Поэтому часто от момента первого выхода инспектора на объект до суда проходит больше года. Не изменят ситуацию и плановые проверки – из-за распространения риск-ориентированного подхода. Отметим, что если ресторан отнесен, к примеру, к категории умеренного риска, значит, плановые проверки будут проводиться не чаще, чем один раз в 10 лет (п. 21 Постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Поэтому, как считают эксперты, госорганам следует более тщательно подходить к проверкам предприятий общепита. Так, по словам Александра Хаминского, руководителям правоохранительных, контрольных и надзорных органов нужно взять под личный контроль полноту исполнения государственной функции по рассмотрению обращений и заявлений, а прокуратуре – обеспечить объективную оценку риска жизни и здоровья граждан при формировании ходатайств о проведении проверки предприятий малого и среднего бизнеса.
Эксперт также высказался за введение приоритетного порядка рассмотрения заявлений субъектов общественного контроля и общественных объединений о фактах нарушений. Они, по оценке эксперта, способны фиксировать правонарушения в ресторанах те часы, когда уже не работают сотрудники контрольных и надзорных органов, то есть в вечернее и ночное время – когда они чаще всего и происходят. Сегодня срок рассмотрения заявлений составляет 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). И обычно, как отметил Хаминский, на 28-29 день госорганы отвечают, что информация об объекте будет учтена при проведении плановой проверки. "Это недопустимо в отношении обращений субъектов общественного контроля", – подчеркнул он.
С необходимостью изменения подхода к проверкам согласен и представитель ОП РФ. "Я не сторонник уменьшения полномочий государственных органов в рамках контрольно-надзорных процедур, как бы это ни звучало диссонансом с развитием малого и среднего бизнеса. Я убежден, что если малый бизнес не способен работать в соответствии с действующим законодательством, в том числе налоговым, а также затрагивающим вопросы безопасности, нам такой малый бизнес не нужен", – высказался заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артём Кирьянов.
Источник: http://www.garant.ru/

Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте

Комментарии пользователей (0)

Пока нет комментариев

Мы в социальных сетях


* Instagram запрещен в России

Наши партнеры









Наш адрес

г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10 стр. 8 этаж 4 офис 417

Поделитесь ссылкой с друзьями!