Здравствуйте. Каждый год слесарь газовой службы приходит для проведения ТО газо ..
Здравствуйте. Каждый год слесарь газовой службы приходит для проведения ТО газо ..
Здравствуйте. Каждый год слесарь газовой службы приходит для проведения ТО газового оборудования. Также дает подписывать акты, передает квитанцию для оплаты. Из оборудования есть только котел. Но нет газовой плиты, стоят заглушки. Получается так, что 10 лет мы платили по квитанциям общую сумму и за плиту и за котел. А слесарь не сообщал в газовую компанию об отсутствии плиты. В газовой компании отказались принимать заявление на перерасчет. Заявили, что не надо было подписывать акты о проведении ТО, а приехать к ним и учитывая запись слесаря о наличии заглушек оформить доп.соглашение. Только тогда нам бы пересчитали сумму за ТО. А в этом году слесарь был 01.09, от руки в акте написал о заглушках и мы подписали акт. Но обратившись в компанию 29.10 нам отказали в перерасчете за этот год, объясняя это тем, что сентябрь закрыт. Кто ответственен в том, что в газовую компанию с 2014 г. не было сообщено об отсутствии газ.плиты? Должны ли сделать перерасчет? Как это сделать?

Николаева Валерия, 03.12.2025 14:44 Эксперт портала
1. Кто ответственен за неправильный расчет?
В первую очередь ответственность лежит на газовой компании, а конкретно — на ее сотруднике, который составлял акты и передавал данные. Вот почему:
Долг слесаря — фиксировать реальное состояние. Он обязан был указать в акте, что плиты нет, стоят заглушки. Его молчание в течение 10 лет — это либо халатность, либо умышленное введение в заблуждение для увеличения объема услуг (и стоимости ТО).
Газовая компания — исполнитель услуг. Именно она на основании данных своих сотрудников формирует счета. Если данные неверны, компания обязана их исправить и сделать перерасчет (ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и Правила поставки газа, утв. Постановлением Правительства № 549).
Вы, как потребитель, не обязаны были знать тонкости тарификации и бегать в офис каждый год. Вы оплачивали выставленные счета, доверяя отчетам специалиста. Подписывая акт, вы подтверждали факт проведения работ, а не их стоимость. Вас ввели в заблуждение.
Вывод: Газовая компания неправа, говоря, что «не надо было подписывать акты». Акт — это документ о выполненных работах, а не о тарифах. Отказ в перерасчете — это неосновательное обогащение за ваш счет.
2. Должны ли сделать перерасчет?
Однозначно ДА. Вы оплачивали услугу, которой вам не оказывали (ТО несуществующей плиты). Это прямое основание для перерасчета и возврата излишне уплаченных средств за период в пределах срока исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК РФ).
За 2021, 2022, 2023 годы — вы имеете полное право требовать возврата.
За период с 2014 по 2020 год включительно — срок давности истек, и в суде эти суммы, скорее всего, не взыскать. Но вы можете попытаться договориться с компанией в досудебном порядке или обратиться в прокуратуру по факту систематического обмана.
3. Как это сделать? Пошаговая инструкция.
Действуйте по нарастающей: от жалоб внутри компании к контролирующим органам.
ШАГ 1: Официальная письменная претензия.
Напишите претензию на имя генерального директора вашей газовой компании (не в абонентский отдел, а руководителю). Отправьте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
В претензии укажите:
Адрес, лицевой счет.
Суть: "В течение 10 лет (с 2014 г.) вашим сотрудником в актах ТО указывалось неверное количество приборов учета газа, в связи с чем мне начислялась и взималась плата за ТО несуществующей газовой плиты. Только 01.09.2024 сотрудник впервые зафиксировал в акте наличие заглушек".
Требование: Произвести перерасчет и вернуть излишне уплаченные денежные средства за ТО газовой плиты за последние 3 года (2021, 2022, 2023) и далее начислять плату только за реально имеющееся оборудование.
Приложите: Копии актов ТО (если есть), квитанции об оплате, копию акта от 01.09.2024 с отметкой о заглушках.
Дайте срок для добровольного удовлетворения — 10 рабочих дней.
Предупредите, что в случае отказа вы обратитесь в контролирующие органы.
ШАГ 2: Обращение в контролирующие органы (если претензию проигнорируют или откажут).
Подавайте жалобы одновременно в:
Роспотребнадзор. Это ваш главный помощник как потребителя коммунальных услуг. Они проводят проверки по фактам нарушения правил расчетов и неосновательного обогащения.
Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Газовая компания — субъект естественной монополии. Некорректные начисления и отказ в перерасчете — это злоупотребление монопольным положением.
Прокуратуру. Укажите, что действия компании нарушают ваши права как потребителя, а ее отказ — это бездействие. Прокуратура может вынести представление об устранении нарушений.
Местную администрацию / Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Они также контролируют сферу ЖКХ.
В жалобах везде прикладывайте копию своей претензии и ответ компании (если будет отказ).
ШАГ 3: Обращение в суд.
Если все предыдущие шаги не помогут, подавайте иск в районный суд по месту нахождения газовой компании.
Требуйте: Возврата неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа 50% от присужденной суммы (по Закону о защите прав потребителей).
Ваши доказательства: все акты, квитанции, переписка, ответы на претензии и жалобы.
4. По поводу отказа за текущий год (сентябрь 2024)
Отказ «потому что сентябрь закрыт» — это отговорка. Вы обратились в октябре, акт с исправленными данными датирован 01.09.2024. На основании этого акта они обязаны были сделать перерасчет с сентября. У них есть все данные. Их отказ — очередное нарушение.
Включите требование о перерасчете за 2024 год (с момента фиксации факта 01.09) во все ваши претензии и жалобы.
Резюме:
Газовая компания пытается переложить свою вину на вас. Вы не виноваты. Действуйте жестко и последовательно через письменные претензии и жалобы в надзорные органы. Скорее всего, после жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру они быстро пойдут на перерасчет, чтобы избежать штрафов и проверок. Не бойтесь идти до конца — закон на вашей стороне.
волонтер: Минакова Татьяна, 30.10.2025 11:32 Эксперт портала
Исключите межличностные отношения и решайте вопрос в письменном претензионном порядке с предоставлением доказательств на основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна предъявить факты доказательств, на которые ссылается. Вам обязаны предоставить письменный официальный ответ, который вы вправе оспорить в судебном порядке.
Доброго Вам дня