Эксперты обсудили направления развития лесного законодательства Согласно данному главой Правительства РФ Дмитрием Медведевым
Эксперты обсудили направления развития лесного законодательства Согласно данному главой Правительства РФ Дмитрием Медведевым
Согласно данному главой Правительства РФ Дмитрием Медведевым поручению Минприроды России, Минюст России, Минэкономразвития России и Минфин России к 20 мая должны представить предложения о том, как организовать работу по подготовке нового Лесного кодекса РФ. В частности, определить исполнителей и сроки – с учетом обязательности общественного обсуждения проекта кодекса (резолюция от 19 февраля 2019 г. № ДМ-П14-1185 по итогам встречи с членами Совета палаты Совета Федерации). Необходимость корректировки действующего лесного законодательства в связи с его неэффективностью была обозначена и в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с членами Совета законодателей РФ, состоявшейся 24 апреля.
Будет ли в итоге принят новый кодекс или на основе анализа существующего регулирования будут скорректированы действующие нормы Лесного кодекса и подзаконных нормативных актов, пока неизвестно. Тем не менее экспертное сообщество уже начинает обозначать проблемные аспекты в области лесопользования, которые обязательно должны быть учтены в любом из этих случаев. Ряд из них обсуждался в ходе прошедшего в минувшую пятницу заседания Общественного совета при Рослесхозе.
Одна из самых насущных проблем в указанной сфере – незаконная вырубка лесов. В постановлении Совета Федерации от 30 января 2019 г. № 17-СФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке" указано, что, хотя объем незаконных рубок лесных насаждений, которые выявляются региональными органами власти ежегодно, составляет не более 2 млн кубометров, то есть менее 1% объема законного лесопользования, расчеты показывают превышение количества использованной для переработки, внутреннего потребления и экспорта древесины над объемом законного лесопользования на 16%. Отмечается также, что неудовлетворительность ситуации с законностью в сфере заготовки и реализации древесины подтверждается и результатами прокурорских проверок. По словам экспертов, расхождение данных выявляется, например, при сопоставлении сведений таможенных органов и содержания лесных деклараций. При этом одним из наиболее распространенных видов незаконной заготовки является вырубка леса под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий – по данным WWF России, около 10% общего объема промышленной заготовки осуществляется в защитных лесах "санитарными" рубками. Так, например, в прошлом году по итогам проверки в Иркутской области более половины актов лесопатологического обследования были признаны необоснованными и отменены.
В связи с этим обозначенным постановлением Совета Федерации профильным министерствам и ведомствам дан ряд поручений, касающихся надзора за незаконной заготовкой леса и ее предотвращения. Среди них: утверждение правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, которые предоставляются региональными органами власти, корректировка параметров определения размера вреда, причиненного нарушениями законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины в которых не запрещена, расширение возможностей применения космического мониторинга для осуществления надзора за реализуемыми мероприятиями по борьбе с незаконными рубками (с использованием риск-ориентированного подхода), дополнение единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) сведениями о транспортировке древесины, анализ возможности введения сплошной маркировки древесины и включения соответствующей информации в ЛесЕГАИС и др.
На эффективность проведения контрольных мероприятий, по мнению представителей экспертного сообщества, влияет тот факт, что распорядительные и надзорные функции в сфере управления лесом на практике выполняют одни и те же органы. Региональным органам власти, напомним, передаются полномочия на предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное пользование и аренду и проведение соответствующих торгов, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся на землях лесного фонда, и проведение аукционов на право их заключения, проектирование лесных участков, разработку и утверждение лесных планов регионов, проведение экспертизы проектов освоения лесов, осуществление федерального государственного лесного надзора и т. д. (ст. 83 Лесного кодекса). Эксперты полагают, что полномочия по надзору стоит все-таки вернуть на федеральный уровень, чтобы должностные лица, определяющие границы лесных участков и принимающие решения о том, кем и на каких условиях они используются, не контролировали, по сути, сами себя. Кроме того, предлагается уточнить требования к участникам торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, допускать для участия в соответствующем аукционе или конкурсе только компании, осуществляющие глубокую переработку древесины, отметил председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов.
Еще одна обозначенная в ходе обсуждения проблема заключается в неактуальности и неполноте общедоступных данных о состоянии лесов. Так, по словам исполнительного директора FSC России Николая Шматкова, единственный регион, размещающий в Интернете сведения обо всех участках лесохозяйственных работ (заготовки древесины, посадок, санитарных рубок и др.) с географической привязкой, – Московская область (в подразделе "Комитет лесного хозяйства Московской области" на сайте rgis.mosreg.ru), хотя именно такая информация является очень ценной при проведении как государственного, так и общественного контроля. В связи с этим предлагается предусмотреть обязательность размещения данной информации – обо всех лесных участках и по всем видам лесохозяйственных мероприятий – на определенных региональных сайтах.
Поскольку состояние леса напрямую зависит от успешности проведения лесовосстановления, ряд предложений экспертного сообщества касаются повышения эффективности этого процесса. Отмечается, в частности, необходимость:
контроля за результатами, а не только фактом проведения соответствующих мероприятий. По сведениям WWF России, ежегодно создается, в том числе в рамках содействия естественному возобновлению лесов, около 800 тыс. га молодняков, но уходом обеспечено менее 300 тыс. При этом за первые 7-10 лет с момента посадки погибает более 25% культур;
установления одинаковых требований к арендаторам, отвечающим за воспроизводство леса на арендованных участках, и к лицам, ответственным за восстановление лесного массива не сданных в аренду участков;
включения эффективного лесовосстановления в число требований к приоритетным инвестиционным проектам в области освоения леса;
закрепление в Земельном кодексе возможности использовать для выращивания леса земли сельскохозяйственного назначения. Речь идет о зарастающих молодняком необрабатываемых участках – по экспертным оценкам, их площадь на территории России составляет 35-70 млн га. В настоящее время, напомним, сельскохозяйственные земли могут использоваться только для создания защитных лесных насаждений (ст. 78 Земельного кодекса РФ).
И успешность восстановления лесов, и создание и поддержание постоянной инфраструктуры в уже освоенных лесах, наличие которой позволит уменьшить потребность в разработке новых площадей, должны частично субсидироваться государством, так как соответствующие затраты являются фактически долгосрочными инвестициями в лесное хозяйство, и государство таким образом простимулирует арендаторов к этому инвестированию, уверены эксперты.
Особенно, если арендная плата будет повышена, что возможно уже в скором времени, так как, по словам начальника Управления экономики Рослесхоза Александра Чуева, такая мера предусмотрена в рамках разрабатываемой ведомством новой экономической модели ценообразования на лесные ресурсы, правда, с одновременным введением корректирующих коэффициентов, позволяющих учесть показатели деятельности конкретного арендатора.
Учитывая количество проблемных моментов в лесохозяйственной деятельности – выше перечислены лишь некоторые из них, можно прогнозировать, что планирующаяся корректировка земельного законодательства будет существенной даже в том случае, если идея разработки нового лесного кодекса не будет поддержана.
Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте
Комментарии пользователей (0)