Эффективный контракт как явление
Эффективный контракт как явление
Обратиться к теме применения в российском правовом поле эффективного контракта меня натолкнуло не только и не сколько ее популярность среди клиентов или его юридическая ценность. Уж точно не это. Количество вопросов на эту тему ничтожно мало. Относительно недавно в сети я наткнулся на запись эфира одного из западных средств массовой информации, вещающих в России на русском языке, где обсуждалась проблема применения эффективного контракта. Немного поработав в сети, мне без труда удалось найти еще несколько публичных источников иностранного происхождения, которые также посвятили полноформатные передачи обсуждению данной проблемы. Я веду юридический блог, стараясь обходить политику стороной. Лишь однажды обратившись к политике в статье «Закон о шлепках: маски сброшены», я и сейчас не могу пройти стороной, поскольку последовательные действия власти по реформе российского юридического пространства и реакция западных друзей на такое движение наталкивает на мысль, что мы идем в правильном направлении. На что пытаются бить, комментируя новшество? На самое низменное – деньги и справедливость их распределения. Возможно справедливо авторы программ считают, что такое масштабное явление, затрагивающее целый пласт нашего общества, вполне может стать фактором политической нестабильности в нашей стране. Но мне хотелось бы, считая априори Россию правовым государством, обсуждать юридические вопросы вне политики, раскладывая яйца по разным корзинам.
История эффективного контракта начинается с так называемых майских указов Президента России. Вслед за Указом Президента от 07.05.2012 года № 597 последовало Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 года № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Своим распоряжением Правительство закрепило концепцию эффективного контракта. Следующий нормативный акт, который регламентирует внедрение эффективного контракта – приказ Министерства труда РФ от 26.04.2013 года № 167н. За этим последовали ведомственные акты. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отрасляхсоциальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», Государственная программа РФ «Развитие образования на период 2013-2020 годы.
Сущность эффективного контракта отражена его определением. Под эффективным контрактом подразумевается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменения порядка оплаты труда является изменениями условий, определенных сторонами трудового договора и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эффективный контракт в первую очередь появился в сфере образования. Немаловажным фактором является уравнивание оплаты труда конкретного работника бюджетной сферы уровню выплат в других сферах экономики.
Как следует из определения, эффективный контракт – это вид трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, в согласно которому:
- устанавливаются качественные стандарты образования;
- определяется достойный уровень заработной платы педагогических работников;
- исключает необходимость педагогическому работнику работать по совместительству;
- повышает престижность труда в сфере образования.
Для целей заключения эффективного контракта, Министерством труда РФ 18.10.2013 года принят профессиональный стандарт, в соответствии с которым определяется соответствие педагогического работника квалификационным требованиям. Данные профессиональный стандарт вступил в силу 01.01.2017 года и устанавливает:
- перечень профессиональных навыков педагогического работника;
- трудовые функции преподавателя;
- основания для проведения аттестации педагогов;
- основное содержание должностной инструкции;
- критерии при приеме на работу педагогов;
- разработку положений об оплате труда и порядке оценки деятельности педагогов при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей.
Таким образом, эффективный контракта, являясь подвидом трудового договора, определяет и устанавливает трудовые отношения между работодателем, в лице учебного заведения и педагогом. Он должен содержать подробные указания обязанностей и критериев по которым будут производится расчеты и определятся эффективность труда работника.
Тем не менее, стоит остановиться на отличии эффективного контракта от стандартного трудового договора. К ним можно отнести:
- формы размеры и условия оплаты труда;
- обязательность перехода на эффективный контракт по критериям, установленным Правительством РФ и Министерством труда РФ;
- запрет перехода в каждом конкретном учреждении образования на эффективный контракт произвольно без соблюдения процедуры:
Во-первых, согласование перехода с профсоюзной организацией. На рассмотрение общего собрания членов профсоюзной организации передается текст эффективного контракта, который предполагается применять в конкретном учреждении образования;
Во-вторых, устанавливается срок для перехода на эффективный контракт, не менее чем за два месяца до предполагаемого перехода. По согласованию с педагогическим коллективом и профсоюзной организацией такой срок может быть менее предусмотренного срока. Такое решение должно оформить надлежащим образом и выражать добрую волю заинтересованных лиц.
Срок для перехода устанавливается для целей обсуждения проекта эффективного контракта внутри трудового коллектива, внесение и рассмотрение предложений по его изменению и дополнению. Важно понимать, что условия будущего эффективного контракта не должны ущемлять права работников по сравнению с ранее используемым трудовым договором. Все социальные гарантии должны перейти в эффективный контракт и, что важно – обрасти новыми.
Директивы Правительства России не устанавливают определенные образцы эффективного контракта, однако он должен содержать положения, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Вместе с согласованием содержания эффективного контракта, его заключению должны предшествовать следующие этапы:
- уведомление трудового коллектива под роспись о переходе на эффективный контракт;
- расторжение трудового договора. Зачастую, администрацией учебного заведения выносится на рассмотрение вопрос о заключении дополнительного соглашения к уже действующему трудовому договору. Составляя текст эффективного договора, необходимо руководствоваться следующими критериями:
- содержание должно пересекаться с критериями эффективности, предусмотренными муниципальными программами, сформулированными в доступной форме;
- эффективный договор должен быть максимально структурированным и логичным, содержать критерии индивидуальные для каждого конкретного работника.
Искреннее заблуждение заключается в том, что на эффективный контракт переходит только педагогический коллектив. По такой форме трудового соглашения должны работать и администрация учебного заведения (директор, его заместители, финансовые работники), учебно-вспомогательный состав (педагоги дополнительного образования, системные администраторы, библиотекари) и технический персонал (вахтеры, сантехники сторожа). Для всех перечисленных категорий работников составляются определенные критерии эффективности, которые и будут определять качество их работы.
Безусловно, при переходе на эффективный контракт возникают проблемы. Они лежат на поверхности. Например, кто будет заниматься подсчетом баллов каждого сотрудника учебного заведения? Это кропотливая и однообразная работа. Педагогический коллектив и без того загружен заполнением отчетов и прочей документации. Кроме того, контроль за справедливостью начисления баллов, определяющих эффективность работы, должен осуществлять арбитр не заинтересованный в подсчете и присвоении баллов каждому конкретному работнику. Таким образом, конкретный преподаватель должен быть отстранен от этого процесса. Очевидно, что такую функцию необходимо возложить на руководителя учебного заведения. При этом надо учитывать какое количество времени ему необходимо затрачивать на составление отчетного документа и то, что перед руководителем стоят не менее важные задачи по руководству организации образования.
Не менее интересный вопрос связан с оценкой эффективности технического персонала учебного заведения. Каковы критерии оценки работы, например, вахтера? Однако, переходу на эффективный контракт подлежат абсолютно все работники данной сферы.
Практика применения эффективных контрактов поставила вопросы, связанные с оценкой работы самих преподавателей. Так, один из доцентов Уральского федерального университета сетует на то, что переход на эффективный контракт фактически поставил преподавателей в положение постоянной зависимости от выполнения плановых показателей. Именно это обстоятельство стало основание публикации так называемых «мусорных журналов». Что это значит? Преподаватели фактически вынуждены подгонять свои результаты с целью получения достойной заработной платы. Таким образом, преподаватели зачастую передают не достоверные, а точнее, субъективные сведения.
Споры о деньгах, поднимаемые западными коллегами также имеют место быть. Так, возникает вопрос, почему преподаватели без которых по сути учебного заведения и не было бы, которые имеют высокую квалификацию и ученые степени, получают заработную плату меньше, чем менеджеры, которые организуют их работу.
Как всегда при введении новых правил и законодательных актов возникает масса сложностей. И так же, как всегда, только их применение на практике позволит выявить полезность или вредность их введения, скорректировать до удобоваримой формы.
Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте
Комментарии пользователей (0)