Хорошо смеется тот, у кого получилось взыскать по исполнительному листу

Хорошо смеется тот, у кого получилось взыскать по исполнительному листу

24pravo.ru

Среди юристов ходит высказывание "Хорошо смеется тот, у кого получилось взыскать по исполнительному листу". Действительно, проблема взыскания задолженностей в нашей стране крайне актуальна, поскольку низкий уровень жизни населения, продуманный менталитет, и не желание работать структуры ФССП, делает взыскание денежных средств по исполнительным документам практически невозможной.

Регулярность вопросов "как добиться взыскания по исполлисту?" зашкаливает, рекомендации юристов в этой части практически идентичны и сводятся к обжалованию действий судебных приставов руководству соответствующего или вышестоящего подразделения ФССП, органы прокуратуры, либо в суд. Однако давайте проанализируем, на сколько эффективны такие обращения для взыскателя и возможно ли с их помощью заставить работать эту огромную машину.


ФССП - завалены под завязку работой, оплату труда вряд ли можно назвать достойной, соответственно потерять такую работу не очень критично, и как следствие этого, рычаги давления со стороны руководства на сотрудников минимальны, более того, руководство заинтересовано в сохранении кадрового состава, а отсюда лояльность к работникам при оценке надлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей. Все сводится к "Начальство думает, что платит нам зарплату… Пусть думает, что мы работаем!". Эффективно? Вряд ли, но в ряде случаев ненадлежащее отношение приставов может сиграть на пользу взыскателю, о чем и будет изложено ниже.


Органы прокуратуры - как не печально, особенно для меня как бывшего работника, следует отметить, что эта, некогда мощная структура, за последние 10-15 лет фактически атрофировалась и превратилась в некий филиал "Почты России", по пересылке жалоб и обращений граждан. Вспоминаются времена, когда проблемы граждан решались по одному телефонному звонку прокурора, быстро и оперативно, но увы, те времена канули в лету и для того чтобы обращение попало в производство прокуратуры нужно пройти все мыслимые и немыслимые инстанции, а это значительное количество времени. Да и квалификация нынешних работников прокуратуры оставляет желать лучшего, ведь раньше при мизерной зарплате люди служили в органах прокуратуры по идейным соображениям - защищать закон, права и интересы граждан, сейчас же туда стремятся за достойной зарплатой, а должности практически принимаются по наследству. Ответ вновь очевиден.


Остается суд, но какие требования стоит заявить, ставить ли вопрос лишь о признании незаконными действия/бездействие судебных приставов, или можно претендовать на нечто большее и реально реализовать свое право на возмещение?


Ответ на данный вопрос утвердительный, есть шанс взыскать сумму по исполнительному документу с казны Российской Федерации, если действия/бездействие приставов будут признаны незаконными, о чем упоминалось на страницах портала, хочу лишь законодательно обосновать данный ответ.

Итак, в силу ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

К убыткам в силу части 2 статьи 15 ГК РФ относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.


В силу пункта 2 статьей 119 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Повторюсь, для реализации предлагаемой схемы необходимо доказать нарушение судебными приставами-исполнителями возложенных на них обязанностей, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков (ст.ст. 56 ГПК РФ и 65 АПК РФ). Кроме того, лицо также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Закон об исполнительном производстве.


Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение, в том числе актов органов и должностных лиц.


Частями 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по их принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.


В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов.


Одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п.2 ст.4 Закона об исполнительном производстве).


Согласно ч.1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.


В пункте 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» разъяснено, что требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению, если возможность взыскания долга с должника была утрачена в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.


Акцентируем внимание на причинно-следственной связи между несвоевременным совершением судебным приставом-исполнителем действий по исполнению исполнительного документа и невозможностью взыскания денежных средств.


В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса РФ) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.


В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ представителем в суде по искам к Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем денежных средств федерального бюджета является в данном случае Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), выступающая в качестве представителя Российской Федерации.


Из этого следует, что надлежащим ответчиком в деле по иску о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, выступает Российская Федерация в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

Вы сможете оставить комментарий только после авторизации на сайте

Комментарии пользователей (0)

Пока нет комментариев

Мы в социальных сетях

Наши партнеры

24pravo.ru 24pravo.ru

24pravo.ru




Поделитесь ссылкой с друзьями!