Как открыть кальянную с нуля - юридические аспекты открытия кальянной
Как открыть кальянную с нуля - юридические аспекты открытия кальянной
После вступления в силу ряда нормативно-правовых актов о запрете курения в общественных местах, еще большей популярностью стали пользоваться кальянные, которые сами по себе заняли не только новую, почти незанятую нишу, но еще и достаточно прибыльную. Однако, не все так просто.
Существует достаточно много нюансов и требований для законного и перспективного ведения бизнеса в данной отрасли. Итак, на что же нужно обратить внимание.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» допускается курение (в том числе и кальяна) в помещении, которое соответствует требованиям к оборудованию изолированных помещений для курения табака, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Данный Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, и не распространяется на отношения (в том числе не содержит запрета) при реализации кальянных смесей на основе фруктово-ягодных наполнителей без содержания табака, так как кальянная смесь, не имеющая в своем составе табачного листа, не признается табачным изделием.
Однако, курение кальянов не может осуществляться в одном и том же помещении, где предоставляются услуги общественного питания. Нужно выбирать сферу услуг – либо напитки и еда, либо курение и кальян. В одном помещение совмещать данные услуги запрещается. Исключение – использование курительных смесей, не содержащих табак. Кроме того, в любом случае, помещения для курения должны быть оборудованы обособленной системой вентиляции.
При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день специальных требований для таких помещений законодательно пока не установлено, однако существует ряд нормативно закрепленных общий требований, обязательных к исполнению.
Необходимые требования к помещению закреплены в следующих нормативно-правовых актах: СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», СНиП «Предприятия общественного питания», СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования», «Правила пожарной безопасности в РФ» ППБ-01-93, СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания», СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Кроме этого, должны соблюдаться нормы СЭС – Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН(СП) 2.3.6.1079-01. Согласно СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390), п. 4.31. Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать по расчетному показателю площади на одно посадочное место в зале, не менее, м2: в ресторанах - 1,8; в кафе, закусочных и пивных барах - 1,6. Требования к помещениям регламентируются ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания».
Также немаловажными являются требования к пожарной безопасности, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (с изменениями на 23 апреля 2020 года).
О начале деятельности необходимо будет уведомить Роспотребнадзор согласно ст. 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция).
Качество табака должно соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014). В соответствии с п.п. 3,4,12 ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» от 22.12.2008 N 268-ФЗ, табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья
Предоставление услуг кальянных регламентируется Федеральным Законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Согласно ст. 12 указанного Закона, запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях общего пользования многоквартирных домов.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 19 вышеуказанного Закона, запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Роспотребнадзор в своем письме от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32 «О надзоре за реализацией табачных изделий» дал разъяснения, где указал, что при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В случаях, когда розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до непосредственно торговой точки.
100-метровая зона, с учетом положений ст. 35 Градостроительного кодекса РФ - это определенная территория с установленными границами, при этом внутри данной территории могут располагаться как объекты капитального строительства, так и иные объекты.
Старая редакция закона предусматривала расстояние от ближайшей точки образовательного учреждения до места торговли табачными изделиями не менее 100 метров, с учетом пешеходной доступности, а согласно новой редакции закона расстояние должно быть не менее 100 метров, но без учета искусственных и естественных преград.
Таким образом, определение 100-метрового расстояния от границы территории образовательных учреждений предполагает измерение данного расстояния как радиуса размером 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения по прямой линии, т.е. 100-метровая зона, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения от любой точки на границе территории образовательного учреждения. То есть, исходя из содержания п. 2 ч. 7 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и используемого в законе термина «расстояние», продажа табачных изделий запрещена на расстоянии радиусом 100 метров, как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговым объектом (магазином, кальянной), без учета пешеходной доступности, Правил дорожного движения, искусственных и естественных препятствий, а также без учета места расположения входа в торговый объект и места размещения табачных изделий.
При расчете расстояния от образовательного учреждения до предполагаемого места торговли следует все же руководствоваться судебной практикой, то есть рассчитывать пространство между территорией границы образовательной организации и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). При этом на помощь могут прийти такие ресурсы, как yandex.ru/maps, где можно создать и сохранить карту. Существует также публичная кадастровая карта - maps.rosreestr.ru, где по кадастровому номеру или же по кадастровому округу (району, кварталу) можно найти земельный участок и при помощи линейки измерить необходимое расстояние с учетом масштаба.
Подводя итог большому количеству требований, можно выделить основные критерии, которые необходимо принять во внимание при открытии кальянной, что позволит не ждать с ужасом проверок из Роспотребнадзора, СЭС, служб противопожарной безопасности или прокуратуры.
Итак, курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, запрещено! Кальянная, расположенная в жилом доме, не должна эксплуатируется в помещении с одним входом, например только со стороны двора жилого дома; площадь помещения должна обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, то есть должны быть предусмотрены гардероб для персонала, складское помещение, отдельный туалет для персонала и т.д.; не должно быть встречных потоков движения посетителей и персонала; кальянные, расположенные на первом этаже жилого дома, могут осуществлять деятельность до 23 ч. 00 мин., при этом они должны быть оборудованы звукоизоляцией и ограничителем громкости звука, уровень шума, соответственно, также не должен превышать установленного законом максимального уровня (в жилых помещениях 30 дБ), наличие оборудования двухкомфорочной электрической плитки для розжига углей кальяна локальной вытяжной системой вентиляции, наличие предусмотренного крана со смесителем на высоте 0,5 м от пола для забора воды для мытья полов. Помещение кальянной должно быть оборудовано искусственным освещением, огнетушителем, приточно-вытяжной системой вентиляцией с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения. Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или плоской кровли на высоту не менее 1 метра. Кроме того, необходимо наличие и предоставление при необходимости документации, позволяющей оценить систему вентиляции санитарного узла по автономности от системы вентиляции предприятия и по обособленности от системы вентиляции жилого дома, а также актов на проведение скрытых работ по подключению системы канализации, документации, подтверждающей обособленность систем хозяйственно-бытовой и производственной канализации друг от друга, и многое другое.
В действующих нормативных документах не дано определение кальянной как самостоятельному типу предприятия. Законодательством РФ не определены четкие границы оказания данного вида услуг. Однако и не существует и запрета на предоставление таковых.
Таким образом, для открытия кальянной необходимо изучить, проанализировать (в том числе с учетом изменений, связанных с «антиковидной» политикой государства, а также отдельно взятых регионов, например, в Москве – это Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»), и правильно применить нормативно-правовые акты в различных сферах права, напрямую или косвенно регламентирующих деятельность данного вида организации, что позволит юридически правильно и законно организовать бизнес с достаточно низкой себестоимостью, но при этом быстрой окупаемостью и высокой прибылью.
Если вы задумались об открытии своего бизнеса, а именно кальянной, но не знаете, как себя обезопасить с юридической стороны, не знаете всех особенностей и нюансов, то можете обратиться к нам за помощью по телефону 8-495-136-74-93.
Зинуров Александр , 15.12.2020 10:52 Эксперт портала